Уроки благородства и мужества души

Она вспоминается мне всегда с тетрадью и ручкой, что-то обязательно записывающая. Разрабатывает новый предмет «Библиотечное краеведение»: изучает краеведческие документы, составляет тематический план курса – все фиксируется. Присутствует на уроке преподавателя – записывает в тетради. Посещение мероприятия на практике – анализ его дается на основе записи в тетради. Мелкий, убористый почерк. А строчки в конце предложения поднимаются вверх, так как всегда Александра Васильевна шла впереди всех.

Вот у меня в руках доклад А.В.Калошиной «О работе с кадрами» для курсов повышения квалификации зав.горрайотделами культуры Горьковской области. По ее словам, для руководителя очень важна «глубокая компетентность, а именно знание дела. И не просто знания вообще, а постоянно пополняемые знания». Написано это в начале 70-х годов, а актуально и сейчас.

Требовательность базировалась на огромном чувстве ответственности, умении выявить новое, впитать и реализовать это в библиотечной практике.

Молодость и мудрость души. Кажется это несовместимым. Но Александра Васильевна соединила в себе и эти качества.

Многие выпускники библиотечного техникума вспоминают с благодарностью, как А.В.Калошина одалживала деньги, а тех, у кого было очень плохое материальное положение, подкармливала, а ведь тогда она была молодой! Скольких студентов вытаскивала, спасала из неприятных ситуаций и помогала стать уважаемыми людьми.

Эти качества у Александры Васильевны не случайные. Жизнь прожита нелегкая!

Родилась А.В.Калошина 19 ноября 1923 г. в г.Сасове Рязанской области. Городок расположен на реке Цна (бассейн Оки), находится в 184 км. к юго-востоку от Рязани.

Здесь произошла первая встреча с любимым делом. После окончания средней школы работала библиотекарем в библиотеке Железнодорожного училища № 2.

Пережиты трудные годы войны. В 1943г. поступает в Московский государственный библиотечный институт. Здесь происходит становление А.В.Калошиной как личности, специалиста, будущего руководителя. Большое влияние на нее оказали замечательные педагоги МГБИ и сокурсники, многие из которых прошли по дорогам Великой Отечественной войны: Е.М.Нагловская, Ю.М.Лауфер, К.И.Абрамов. Уже в годы учебы А.В.Калошина много занималась общественной работой, возглавляла комсомольскую организацию, была принята в ряды КПСС.

В 1947 г. Александра Васильевна Калошина после окончания института получила направление на работу в Борский библиотечный техникум. И вся ее жизнь оказалась вложенной в наше учебное заведение – Борский библиотечный техникум, Горьковское культурно-просветительное училище, Нижегородский областной колледж культуры.

Преподаватель библиотечных дисциплин, завуч библиотечного техникума, завуч КПУ, директор КПУ, преподаватель библиотечных дисциплин – это ее круг жизни.

Это годы радостных открытий, напряженных трудовых будней, горьких разочарований, проб и ошибок, раздумий и подведения итогов.

Вот откуда мужество ее души. Сила воли и характера помогала ей решать трудные вопросы и сложные ситуации. Часто А.В.Калошина вспоминала совещание в Москве, где ей пришлось провести открытый урок. Но отличное знание предмета, боевой настрой помогли ей в этом.

Свои взгляды, свою позицию она отстаивала до конца. Это проявилось в освоении новых предметов «Информатика»,«Библиотечное краеведение», «Основы библиотечных знаний» и др. Много сил отдано постановке и организации практики на библиотечном отделении. А.В.Калошина знала все библиотеки нашей области, в каком они состоянии, какой уровень работы. Ведь в каждой библиотеке работали и работают до сих пор ученики Александры Васильевны. Она ими гордилась, а они гордятся своим Учителем. И во время посещений баз практики всегда слышала вопрос: как поживает Александра Васильевна, как ее дела? И просили передать огромный привет и слова благодарности.

1997 год. Колледжу культуры – 40 лет. ДК «Октябрь». Праздник, посвященный этой дате. И когда прозвучало имя заслуженного работника культуры Российской Федерации А.В.Калошиной, зал буквально взорвался аплодисментами. Все встали, чтобы высказать свою любовь, уважение Учителю, наставнику. А потом весь вечер выступающие обращались к Александре Васильевна со словами благодарности.

Работа для А.В.Калошиной была смыслом жизни и она – счастливый человек! «Если хочешь жить для себя, живи для других» (Сенека).

Она жила для семьи, для друзей. Для коллег.

Такой она останется в наших воспоминаниях. И да будет ей земля пухом, а среди тех, кто живет, работает здесь, Александра Васильевна «живее всех живых».

Карасева В.В.

 

 

Воспоминания об Александре Васильевне

Мое знакомство с Александрой Васильевной Калошиной состоялось еще в студенческие годы, когда я училась в Московском Государственном институте культуры. Это произошло заочно и благодаря студентам-выпускникам Горьковской областной культпросветшколы. Вместе со мной в один год поступали в институт выпускники культпросветшколы: Логинова (Дрыганская) Евстолия Васильевна, Третьякова Людмила, Гаврилин Борис и другие. Больше я общалась с этими студентами, а с Третьяковой Л. жила в одной комнате в общежитии. Проучившись определенное время, мы узнали друг друга и рассказывали о своем житье до института.

Когда выпускники культпросветшколы рассказывали о студенческой жизни: об учебе, об интересных вечерах, о концертной деятельности, о сельхозработах (уборка овощей в соседних совхозах), то часто можно было слышать имена и фамилии любимых педагогов, а также имя директора этого учебного заведения. И по рассказам у меня сложилось впечатление, что это очень строгий, требовательный человек, но вместе с тем уважительный к педагогам и студентам. Выпускники гордились тем, что закончили это учебное заведение и очень хорошо отзывались о директоре Александре Васильевне Калошиной.

На старшем курсе института состоялось предварительное распределение, и мне надо было ехать работать в Брянское КПУ. Преддипломную практику мы проходили в других КПУ, более близких к Москве с тем, чтобы руководители практикой могли приехать к своим практикантом. Меня распределили на практику в Горьковское культпросветучилище. Мне стало немного страшновато, т.к. уже знала, какой сильный педколлектив и строгая администрация в этом учебном заведении.

В Горьком нас встретили хорошо, мне предоставили место в общежитии. На второй день встретились с директором КПУ Александрой Васильевной Калошиной. Очень хорошо помню, как робко входили мы с Евстолией Васильевной в кабинет директора, шли по красной ковровой дорожке к стульям, где нам предложили сесть. Потом, когда началась беседа, я поняла и почувствовала, что будет большой спрос, будут предъявлены большие требования, но в то же время помогут и поддержат.

Внешне я представляла Александру Васильевну немного другой, но та, кого я увидела, меня расположила к себе, вселила уверенность и силы для преодоления трудностей.

Разговор был очень конкретным, были решены организационные вопросы и намечен план прохождения практики. Работая на практике, мы постоянно ощущали внимание со стороны администрации. Подошло время защиты практики и, подписывая мои документы, Александра Васильевна пригласила меня на работу в КПУ, если с предварительным распределением будут проблемы. После защиты практики я узнала от руководителя практикой из института, что Брянское КПУ отказалось от специалиста. Об этом я сообщила Александре Васильевне, и она подтвердила свое предложение.

Началась моя работа в Горьковском культпросветучилище, началось мое становление как организатора, как педагога, как хормейстера. Это был тернистый путь, и с меня уже был спрос как с педагога. Моим приобщением к трудной профессии занималась ПЦК, однако периодически мои уроки посещала Александра Васильевна (она в основном в то время занималась молодыми кадрами). О своем посещении урока ставила в известность за 10 минут до начала урока, и нужно было очень быстро настроиться на ведение занятия, мобилизовать себя. Иногда перед началом урока она проверяла поурочные планы без посещения урока.

Этот контроль был и для молодых педагогов и для стажистов. После посещения урока был анализ проведения урока. Обсуждение начиналось с положительных моментов урока, а затем отмечались неудачные элементы. Разбирая урок, Александра Васильевна четко формулировала недостатки и пути исправления ошибок и недочетов. Разговор шел в тактичной форме, самое главное, не было обиды, унижения, а наоборот, было доверие и уверенность в том, чт
о я сумею исправить свои недостатки в ведении урока. Открытых уроков проводилось много, очень развита была взаимопосещаемость уроков педагогами, и я везде старалась побывать. Уроки Александры Васильевны всегда вызывали интерес у преподавателей, потому что они отмечались четкой организацией, методичностью, дифференцированным подходом. По специализации я много получала от посещения уроков Сибиряковой В.С., Фрицлер Г.Г., Бутина А.Н., Кошкиной М.В., училась у них выстраивать уроки по «Хоровому классу», «Дирижированию».

Планировать уроки по «Хороведению и методике работы с хором» я училась у Калошиной А.В., потому что этот предмет теоретический и здесь нужно было увязывать практику с теорией, что очень хорошо просматривалось на уроках Александры Васильевны.

Общение с Александрой Васильевной научило меня разбираться в людях, терпеливо и спокойно выслушивать других, тактично разговаривать с коллегами, со студентами, думать прежде, чем высказываться. Она никогда не повышала голос, говорила всегда тихо, даже когда выражала недовольство. На педсоветах, когда выступала Александра Васильевна, было тихо, все внимательно слушали ее, потому что многое из сказанного потом включалось в планы работы.

Благодаря ее рекомендациям, я прошла основательную школу общественной работы: секретарь комсомольской организации молодых педагогов, член профсоюза, член партбюро, секретарь партбюро. Во всем она помогала советом, направляла мою работу.

У нее еще было очень хорошее качество: разделять личные и производственные отношения.

За годы работы под руководством Калошиной А.В. у меня появилась уверенность в себе, для меня она была личностью, высококвалифицированным педагогом, талантливым руководителем.

Вообще я не мыслила КПУ без Александры Васильевны и, когда она перешла на педагогическую работу, то я ощутила пустоту. Помогло мне перестроиться в сложившейся ситуации присутствие ее в училище в качестве педагога. Была возможность продолжать общаться с ней, советоваться и просто поговорить. Она помогала советами, предложениями, я ее приглашала на свои показы хоровых классов. У нее была высокая оценочная планка и свое мнение она высказывала без прикрас. Поэтому услышать от нее похвалу было большой наградой, это означало, что достигнут определенный уровень – дабы совершенству нет предела.

Можно много вспоминать об этом удивительном человеке, ставшим за долгие годы общения почти родным.

Главное, хочу сказать в заключении, что в жизни этого человека воедино слились Горьковское культурно-просветительное училище и ее судьба.

В.М.Калюжная

 

 

на карте