Призвание на всю жизнь (очерк о Н.Ф.Пуповой)

Нет смысла доказывать, что профессия библиотекаря относится к категории трудных. Тот, кто не пробовал, вряд ли этому поверит. А тому, кто посвятил книге жизнь – нечего объяснять: он и так отдаёт все силы любимому делу требующему не просто знаний, но и чувство такта, и бесконечной самоотверженности. Понять это многим поколениям библиотекарей помогла Надежда Федоровна Пупова, которая отдала библиотечному делу более 40 лет. Из них почти 30 лет (1953-1957, 1960-1986 гг.) проработала преподавателем библиотековедения в Нижегородском областном колледже культуры.

Свои знания и умения она щедро отдавала студентам, стараясь зажечь в них тот же огонь любви к профессии, которым горела сама. Особое внимание она уделяла самостоятельной, творческой работе студентов. Широкий круг лабораторно-практических занятий помогал будущим специалистам лучше понять сущность организации библиотечных фондов и каталогов и необходимость их изучения, способствовала развитию навыков работы с читателями.

Многие ученики Надежды Федоровны вспоминают её как оригинально мыслящего преподавателя, стремившегося сделать процесс обучения динамичным и познавательным. Несомненными достоинствами Н.Ф.Пуповой как педагога и человека были её требовательность, эрудированность, доброжелательность. С особой теплотой вспоминают своего классного руководителя выпускницы 1980 года Соина А.И. (Сеченовский район): «Нам, ещё совсем неразумным девчонкам, только что оторванным от дома, она стала заботливой мамой. Очень тактичная, сдержанная, она никогда не повышала на нас голоса, и обидеть её было крайне неприлично»; Курылёва Е.М. (Семёновский район): «Было очень нелегко. Мы удивлялись, как это можно запомнить, где такую точку, запятую нужно поставить? Спасибо Надежде Федоровне – научила!».На протяжении 2-х лет учебы преподаватель была для студентов примером сдержанной интеллигентности, скрупулёзности, аккуратности. Эти качества были заметны не только по отношению к преподаваемым предметам, библиотековедению и ОБФиК, но и во внешнем облике Надежды Федоровны.

Мне, студентке библиотечного отделения (1983-1985 гг.), Надежда Федоровна Пупова запомнилась очень доброжелательным, по отношению к студентам, человеком. На её уроках всегда было интересно. Помню аккуратную прическу, строгий костюм и, конечно, голос. Голос необыкновенный, чуть хрипловатый и с каким-то легким акцентом, отчего Надежда Федоровна казалась почти иностранкой. Она действительно никогда повышала голоса, относилась ко всем студентам ровно. Даже сейчас она помнит многих своих бывших студентов по имени. Ещё мне очень импонировало то, что с Надеждой Федоровной можно было поспорить на уроке, отстоять своё мнение относительно того, в какой отдел классифицировать книгу. Преподаватель колледжа В.В.Карасёва (Васильева), тоже ученица Пуповой Н.Р., вспоминала, что ей, молодому педагогу, Надежда Федоровна всегда помогала советом и просто добрым словом. На характер человека, на его отношение к работе, к людям, несомненно влияют и семейные традиции и родная природа. Надежда Федоровна Пупова родилась осенью 1930 года в Кировской области, в крестьянской семье, в деревне с необычным названием – Роза.

Вятская природа своей суровостью воспитывала трудолюбие, приспособленность и неприхотливость, закаляла выносливость и терпение местных жителей. Поражающая своей неброской, но притягательной красотой в любое время года, она влияла, конечно, и на эстетические вкусы людей: человек с детства привыкал замечать едва уловимые оттенки цветов растений, сочетание красок, переливы звуков полей, лугов, лесов. Даровской район. Здесь на огромных, редконаселенных пространствах шумит вековая тайга. Недаром здешний народ сравнивает эти места с Сибирью: возвышенности, морёные гряды и холмы, чередуются с глубокими и широкими речными долинами. Здесь прошло детство Надежды Федоровны, здесь она в 1946 году окончила семилетку. Выбор профессии она называет случайным. Стайка девчонок шла мимо Кировского библиотечного техникума, чем-то приглянулось им это скромное здание, сюда решили поступать.

Послевоенные года,
Мне ваши памятны приметы…, -

- писал поэт В.Шамшурин из того же поколения детей войны. А приметы для всех одни: холодно, голодно, но очень весело, интересно. Большой город ошеломил сельскую девочку. С левого берега студентки библиотечного техникума любовались далями заречной стороны: пойма реки Вятки, большой парк, знаменитая слобода Дымково. Времени на отдых и развлечение было немного, а была напряженная учёба, тяжёлый труд. Еще девятнадцатилетних студенток направляли на заготовку дров для техникума, приходилось пилить огромные деревья. «Удивительно, - вспоминает Надежда Федоровна, - но никого не задавило падающими деревьями.»

В 1946 году она с отличием окончила техникум. И кому, как ни ей нужно было продолжить учебу дальше. В том же году она поступила на очное отделение Московского библиотечного института.

После окончания Надежда Федоровна Пупова получила диплом по специальности «Библиотековед». В 1953 году была направлена на работу в Борский библиотечный техникум. На первых порах молодому специалисту помогали опытные преподаватели.

Но в 1957 году, после реорганизации учебного заведения, приёма на библиотечное отделение не было. Преподавателю библиотековедения Пуповой, как и другим, предложили другую работу. С 1957 по 1960 гг. Надежда Федоровна выполняла обязанности заведующей библиотекой Гарнизонного дома офицеров в Германской Демократической Республике. В 1961 году она вновь приступила к работе уже в Горьковском культпросветучилище, откуда и ушла на пенсию в 1985 году. За это время Надежда Федоровна как преподаватель библиотековедения и ОБФиК подготовила сотни специалистов, была председателем предметно-цикловой комиссии библиотечных дисциплин, неоднократно выступала на областных совещаниях, курсах повышения квалификации, объездила всю Горьковскую область. Надежда Федоровна с большой теплотой отзывается о своих коллегах и старших товарищах А.В.Калошиной, Н.Р.Шириной.

Для молодых специалистов О.В.Петуховой, Н.С.Талалаевой. В.В.Карасёвой она стала наставником.

Всегда улыбчива, доброжелательна. Всегда при встрече расспрашивает она меня о житье-бытье в колледже, не забывает поинтересоваться здоровьем моим и моих коллег. Часто встречаю её на улице с внучкой, вижу, какой любовью и заботой окружает её бабушка.

Надежда Федоровна всю свою жизнь посвятила книге. А любить книгу – значит понимать её. И спасибо ей за то, что это понимание и любовь она передала нам, своим ученикам. А своих учителей человек всегда вспоминает обычно с теплотой и благодарностью за всё, что они дали ему.

Наши годы в памяти стоят,
Будто книги на знакомой полке.
Я ловлю из прошлого ваш взгляд –
Бесконечно ласковый и долгий.

Асафьева С.Е. – преподаватель

на карте