Фаина Анатольевна и Анатолий Александрович Обуховы

музыканты, учителя, наставники.

Вы дарите умения и знания,
c которыми к успеху путь открыт,
и в этом настоящее призвание
и истинный талант ваш состоит.

«У Обуховых цветная жизнь: всегда наполнена стремлением что-то творить, улучшать, кого-то «выводить» на большую сцену, кому-то помогать делать первые шаги в искусстве», - так пишет их друг, Юлия Борисовна Ракова. Действительно, эта семейная и творческая пара – Фаина Анатольевна и Анатолий Александрович Обуховы – в течение всей своей профессиональной жизни щедро передавали и продолжают передавать свой педагогический талант, доброту и чуткость души ученикам, зрителям, людям. Благодарные ученики оставили мне свои воспоминания, письма об Обуховых, которые и вошли в этот очерк.

Фаина Анатольевна Обухова, выпускница Горьковского музыкального училища, вместе со своим мужем, Анатолием Александровичем, работали в Хабаровской краевой филармонии с 1956 по 1962 годы. Фаина Анатольевна была солисткой филармонии, а Анатолий Александрович

– солистом, пианистом и концертмейстером. Фаина Анатольевна выступала с большим успехом в концертах, в ее
репертуаре были лирические, шуточные песни, шлягеры того времени, оперные арии,
такие как «Чио-чио-сан», «Манон» и другие. Анатолий Александрович в концертах играл произведения С.В.Рахманинова, Ф.Шопена, Л.В.Бетховена, .И.Чайковского.

За 6 лет Обуховы объездили весь Дальний Восток, Сахалин, Сибирь. Им посчастливилось работать с «кинозвездами» того времени: Е.В.Самойловым, П.П.Кадочниковым, с писателями, сатириками, с известными артистами.

А начале 60-х годов, после рождения младшего сына, который тяжело заболел, врачи рекомендовали Обуховым сменить климат на среднюю полосу России для спасения мальчика. Поскольку Фаина Анатольевна родилась на Нижегородской земле и все ее родные жили в Кстовском районе, Анатолий Александрович пишет письмо в Горьковское управление культуры. В ответ Обуховы получают приглашение от директора культпросветшколы И.Г.Волкова на работу преподавателями с предоставлением квартиры в школьном доме. Так Фаина Анатольевна и Анатолий Александрович оказались на Борской земле.

Сложилось так, что преподавательская работа целиком захватила Обуховых. Фаина Анатольевна оказалась талантливым, ищущим педагогом. Анатолий Александрович говорит о Фаине Анатольевне, что «она петь не любила, а нашла себя в преподавательской работе».
Ф.А. на хоровом отделении вела уроки не только академического пения, но и народного. В то время только что открылось отделение народного пения и Ф.А., первая из педагогов-вокалистов, стала заниматься со студентами в народной манере пения. А.А. рассказывает, что «об ее учениках можно написать отдельную книгу, но самыми талантливыми из них оказались две студентки, которые для нас стали по существу родными, близкими людьми. Это – выпускница хореографического отделения, Лауреат Российского конкурса артистов оперетты, выпускница ГИТИСА – Наталья Минутина и дипломант Всесоюзного конкурса песни г.Сочи, Заслуженная артистка России, солистка Нижегородской филармонии – Лариса Трянина». Об этих 2-х выпускницах училища особый рассказ.

Пять лет назад был организован юбилейный концерт А.А.Обухова в ДК «Стеклозаводский». Инициатором и организатором концерта была О.Э.Градобоева, завуч Борской школы искусств, в прошлом тоже ученица А.А.Обухова. Приехало очень много выпускников культпросветучилища: Ю.Н.Дубков со своим ансамблем; Н.Кулькова с детским фольклорным коллективом, лауреатом многих фестивалей и конкурсов; выступали преподавателями Борской школы искусств, среди которых много было учеников А.А.Обухова.

Выступали заслуженные артисты России И.Штиллер, Т.Хохлова, Л.Трянина. Последний раз вышла на сцену, к тому времени смертельно больная, Наталья Минутина. Она спела «Аве Мария» и арию «Чио-чио-сан». Так случилось, что первое и последнее выступление Н.Минутиной связано с аккомпаниатором О.А.Обуховым. Н.Минутина последний раз со сцены с благодарностью вспоминала о своих любимых педагогах, которые стали в ее жизни близкими, родными очень дорогими людьми: «Я их очень люблю! Мне кажется, что у меня особое положение, я была первой ученицей, которая встала на профессиональный путь. Наталья, будучи студенткой, практически жила у Обуховых: «В этом доме всегда живет любовь!» - Меня связывает с этой семьей 30 лет!» Ушла из жизни умница и любимица Наташа Минутина, а дети ее остались. Значит остались свидания, звонки из Италии, где они теперь живут, ожидания встречи летом.

Л.Трянина начало своей творческой жизни также связывает со встречей с педагогами Ф.А. и А.А.Обуховыми. Приехав из области, и поступив в культпросветучилище, Лариса «встретила педагогов – людей, которых я понимала!» «Когда ты общаешься с талантливыми людьми, набираешь талант в себя, - говорит Лариса о Ф.А., - а потом этот талант стараешься отдать людям». Обуховы очень помогали Л.Тряниной на каждом этапе ее «творческой лестницы» вместе с педагогами выбирали каждый раз новую программу, работали над ней, прослушивались у Л.Зыкиной, помогали с устройством на работу и т.д.. Лариса вспоминает, что Ф.А. «…очень любит нас, учеников. Она не только занимается по вокалу, она давала по жизни… Много вложили в нас начала духовного, человеческого… Ф.А. и А.А. – самые-самые близкие люди».

«Большая вера в студентов отличали педагогов Ф.А. и А.А.Обуховых, вспоминает», - С.Г.Поярков. В культпросветучилище А.А. преподавая музыкальную литературу, фортепиано. Именно на уроках музыкальной литературы А.А., сам играл все произведения, давая возможность студентам слышать в живом исполнении сонаты Бетховена («Аппассионату», «Патетическую», «Лунную» и др., вальсы, мазурки, прелюдия Шопена, концерт a-moll Грига и многие другие произведения. Я помню свою работу. К тому времени в училище под руководством А.В.Калошиной сложился очень сильный педагогический коллектив. Александра Васильевна была требовательной, в тоже время «она умела ценить и поддерживала творческих людей».

В училище преподаватели режиссуры: Н.В.Никольский, Л.Лукьянова, И.Х.Фурс. Б.Шестаков, С.В.Сосина, В.П.Куцепов – хореографию; на хоровом отделении трудились В.С.Сибирякова, Г.Г.Фрицлер, З.И.Фрицлер; вокал преподавали выпускницы Горьковской консерватории И.А.Степанова, А.П.Бессуднова. Историю преподавал блестящий педагог Ю.Панов, литературу – В.Харчов, в будущем профессор. В училище был конкурс на все отделения, «приходило немало одаренных ребят».

Помимо работы в училище, А.А. продолжал концертную деятельность в Нижегородской филармонии, а также много выступал в качестве концертмейстера с солистами Нижегородского оперного театра, Лауреатом конкурса П.И.Чайковского, Народным артистом России А.Приваловым, заслуженными артистами России П.Зогряповой, Т.Хохловой, А.Сакулиным и др. известными вокалистами Н.Новгорода.

В 1977 году на сцене Кремлевского зала филармонии А.А.Обухов играл концерт Э.Грига a-moll с оркестром под управлением Народного артиста России И.Б.Гусмана. А.А. имеет прекрасную профессиональную подготовку: в далекой юности А.А. учился в Московской консерватории у знаменитого профессора А.Б.Гондельвейдера. А.А. там рассказывает о своем «творческом начале: «В родном Хабаровске он был первым выпускником училища, получив диплом «солиста-пианиста». Приехав в Москву из Хабаровска, после 9 дней дороги по специализации на консультации сыграл очень неудачно. Но на экзамене по специальности получил 5 и был принят в класс профессора А.Б.Гондельвейдера. «Это был тот человек, - рассказывает А.А., - который знал П.И.Чайковского, общался с С.В.Рахманиновым; вживую видел Л.Н.Толстого!»

Проучившись год, А.А. приехал в Горький и доучивался в Горьковской консерватории у профессора Гинсбурга. Здесь А.А. встретил Ф.А. и «сделал ставку на жену», таким образом родилась творческая супружеская пара – Обуховы. Ф.А. говорит о своем муже: «дороже всех сокровищ мира… - мой муж». Анатолий Александрович так же говорит, что «прожил счастливую жизнь». С Ф.А. его связывает «любовь, уважение, творчество».
А.А. и Ф.А. – родственные люди, отмечают их друзья, «оба эмоциональные, умеют слушать друг друга и понимать» (Л.Трянина). Александр Обухов, младший сын Обуховых, о родителях говорит с признательностью, благодарностью: «Мне можно позавидовать». Родясь в творческой семье, Саша вспоминает о том, что всегда просыпался под звуки музыки, которую играл на фортепиано его отец, и рос вместе с музыкой. Сейчас Александр является режиссером музыкального театра «Мюзикл», который возглавляет уже 15 лет.

Александр сам умеет доводить до совершенства свои работы, но в тоже время сам подвергается самой пристрастной критике со стороны своих родителей. Александр приглашает их на генеральную репетицию, на итог всему, что ей предшествует. «Мама удивительно органичный человек, чувствует всякую фальшь», - говорит Александр Обухов. «Стремление к совершенству» объединяет Обуховых, и в этом они помогают друг другу. В прежние времена, когда Обуховы занимались опереттой, Ф.А. одевали чуть не половину труппы.

Она умеет всем придумывать концертные наряды, конструировать шляпы и шляпки, украшать свой дом. Да так, что его не перепутаешь ни с каким другим, однажды увидев. Такой же и сад Обуховых «любимый, ухоженный, красивый». «Землю готова целовать» - говорит Ф.А., она вдохновляет меня на подвиги». Природа, любимая рыбалка так же является неотъемлемой частью этой семьи.

Шерстнева М.Н., преподаватель НОКК

 

 

на карте